Окончание и его роль в предложении_2744

Тема:

Цель:

Задачи:

Окончание. Роль окончания в предложении.

ознакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении.

стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;

развивать орфографическую зоркость;

воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к родному языку, стране.

Организационный момент.

Прозвенел звонок. Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Минутка релаксации

Поставьте свои ладошки вот так. Представьте себе, что на ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка

Ученик: Родной язык – святой язык

Отца и матери язык.

Как ты прекрасен!

Целый мир в твоем

Богатстве я постиг!

Эти слова являются эпиграфом нашего урока. Да, ребята, наш язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка – ступенька к познанию его законов открытию нового. Начнем мы. Как всегда, наш урок с каллиграфической работы, а помогать нам сегодня будут герои нашего любимого мультфильма «Маша и Медведь»

Каллиграфическая работа

Назовите одинаковый звук в словах.

Сок, метро, осы, кино.

Дайте характеристику этому звуку.

Какой буквой он обозначается на письме?

Словарно-орфографическая работа.

А сейчас запишем слова с непроверяемой безударной гласной.

Словарный звуковой диктант

Ягоды, яблоко, арбуз, земляника, малина.

К какой части речи относятся записанные слова?

В каком слове больше всего гласных?(земляника)

Актуализация знаний.

Мы продолжаем сегодня работу по теме «Состав слова». Вспомним, что мы знаем по изученной теме.

Индивидуальная работа

К выделенным словам подберите однокоренные, которые обозначают предмет

Морозная ночь — ____________Каменный дом — _______________

Холодное утро — _____________Московский дворик — ___________

Горная река — __________________

Прочитайте. Найдите лишнее слово. Спишите только однокоренные слова. Выделите корень.

Перелет, летчик, летучий, прилет, лето.

Золото, позолота, зола, золотистый.

Гористый, гора, горчица, горная.

Прочитайте. Подчеркните однокоренные слова, выделите в них корни.

Долго смотрел я на медвежью игру, потом вылез из-за камня. Увидели меня медвежата, притихли, во все глаза глядят.

А тут медведица меня заметила, вскочила, фыркнула, вскинулась на дыбы.

Фронтальная работа.

Какие части слова мы изучили?

Что такое корень?

Молодцы! Теорию вы знаете хорошо. Сейчас посмотрим, как вы свои знания вы умеете применять на практике.

Упражнение 131, с. 61.

Прочитайте текст.

Выпишите одно и то же слово в единственном и во множественном числе.

Являются ли эти слова однокоренными.

Как называем такие слова.

Выпиши однокоренные слова.

Выделите корень в однокоренных словах.

Работа по теме урока.

Сегодня мы продолжаем исследование строения слов. На уроке вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач.

Ул…тает л…ства з…л…тая

Неразгаданной дымкою в дождь.

Прочитайте орфографически правильно.

Спишите предложение.

Подчеркните грамматическую основу.

Найдите в этом предложении все имена существительные.

Какие существительные употреблены с предлогом.

Выпишите это существительное с предлогом.

Запишите существительное дождь с другими предлогами.

В дождь, к дождю, с дождем, о дожде, у дождя.

Назовите общую часть.

Выделите корень.

Назовите ту часть, которая изменяется и обведите ее в квадрат.

Кто знает, как называется эта часть слова?

Правильно, ребята, это окончание.

Дождь – окончание нулевое.

Тема нашего урока: «Окончание. Роль окончания в предложении».

Главная задача на уроке: Научиться определять окончание в слове и запомнить, для чего оно нужно.

И на первый вопрос вы уже можете дать ответ. Что же такое окончание?

Прочитайте правило на с. 60. Вы – молодцы! Вы правильно сделали свой вывод!

Физкультминутка для глаз.

Закрепление изученного материала.

Замените предлоги на противоположные по значению.

Войти в дом – выйти из дома;

Выехал из деревни – въехал в деревню;

Отплыть от берега – приплыть к берегу.

Что происходит со словами?

Назовите и выделите окончание.

Что надо сделать, чтобы найти и выделить окончание?

Вывод: Чтобы правильно найти и выделить окончание, надо слово изменить.

Продолжение изучения нового материала.

Ребята, сейчас нам предстоит узнать, для чего служит окончание. Для этого нам необходимо выполнит задание, которое называется «Ты – редактор»

Работа в парах.

Есть много (страна) на планете. Наша (страна) — Россия. В нашей (страна) пройдут Олимпийские игры. Мы гордимся нашей (страна)!

Послушаем, что у вас получилось.

Какая часть изменяется у существительного страна?

Назовите окончания.

Для чего вы изменяли окончание?

Давайте попробуем ответить на вопрос: для чего служит окончание?

Сформулируйте вывод, что вы узнали об окончании.

Вот мы и сделали маленькое, но очень важное открытие.

Убедимся в правильности нашего вывода, прочитав правило на с. 61.

Физкультминутка.

Закрепление изученного материала.

Упражнение 132, с. 61. 1, 2 предложение – у доски, 3 – самостоятельно с взаимопроверкой.

Составьте из данных слов три предложения. Если нужно, изменяйте окончания в словах.

Выделите окончания, которые вы изменяли.

Почему нужно было их изменить?

Для чего служит окончание?

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Всем: с. 60, 61, правила,

красный уровень — упр. 133.,

желтый уровень — упр. 133+ выделить окончания у измененных слов,

зеленый уровень – упр. 133+ выделить окончания +придумать еще 2 словосочетания

Релаксация.

Я сегодня сделал открытие…..

Я затруднялся…

Я могу помочь товарищу…

Итоги урока.

Подошел к концу наш урок. Я благодарна своим ученикам за замечательную работу. Цветок Добра согревал наши сердца, дарил взаимопонимание и радость открытий