Однокоренные слова_2655

ГУ «Средней школы №7 отдела образования акимата города Костаная»

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімі № 7 орта мектебі » ММ

«Панорама открытых уроков молодых педагогов»

Урок русского языка.

Тема: «Однокоренные слова».

Конкурсный материал учителя начальных классов

Букиной Анны Алексеевны

г. Костанай 2012 г.

Қостанай қ. 2012 ж.

Тема школы: «Современный урок – среда, способствующая формированию и развитию ключевых компетентностей».

Тема ШМО: «Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов посредством внедрения технологии личностно-ориентированного образования, педагогики сотрудничества».

Методическая тема учителя: «Активизация познавательной деятельности младшего школьника на уроках в начальной школе посредством дидактических игр».

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык.

Тема урока: Однокоренные слова.

Цель урока:

обучающая: закрепление знаний о корне, формирование знания об однокоренных словах, умения находить, подбирать однокоренные слова, выделять корень, окончание:

развивающая: развивать орфографическую зоркость, связную речь, познавательные и творческие способности.

воспитывающая: способствовать воспитанию аккуратности в работе.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Технология: личностно – ориентированный подход, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: флипчарт, дидактический материал, индивидуальные карточки с разноуравневыми заданиями.

ТСО: компьютер, проектор.

Межпредметная связь: познание мира, литература.

Мотивация: посредством дидактического материала.

Применение знаний: индивидуальная работа, этап повторения изученного материала, закрепление новых знаний.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Организационный этап. Психологический настрой.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

Сәлеметсіз бе, балалар!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок. (Дети садятся)

Проверка посадки:

- Руки? — на месте.

- Ножки? — вместе

- Локти?- у края.

- Спинка? – прямая. Молодцы!

Ребята, сейчас у нас урок русского языка мы продолжаем изучать тайны родного языка.

III. Этап всесторонней проверки знаний.

Цель: формировать графически правильное, чёткое и достаточно скорое письмо, повторить правописание парных согласных.

Тема нашего урока: Однокоренные слова.

Должны знать:

Что такое корень слова?

Какие слова называются однокоренные?

Уметь:

Выделять в словах корень

Подбирать однокоренные слова.

Открываем тетради, располагаем правильно на столе. Следим за правильной посадкой. Записываем сегодняшнее число, месяц.

3 декабря.

Классная работа.

Минутка чистописания:

Цель: продолжать формирование графически правильного письма.

Спишите буквосочетания, продолжив закономерность.

Сжр Рсж Жср

Прочитайте. Запомните. Напишите по памяти:

Цель: проверка зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти, внимания.

Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.

Ребята, что вы заметили в этом предложении необычного? /у трех слов есть один корень/. Выделим его. Можете сказать, как называются такие слова? Родственные/однокоренные/

Что интересного заметили, выделяя корни? (Чередование снег/снеж)

Орфографическая пятиминутка.

Цель: устно повторить правописание парных согласных на конце и в середине слов.

Какие буквы пропущены? Объясните.

Прору…ь, грип…, варе…ка, Золу..ка, рука…, сне…, моро… .

Что нужно сделать, чтобы правильно написать непроизносимую согласную? /Изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная/

Ты согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Составить с одним из слов предложение о зиме. Определить главные слова.

Цель: проверить умение составлять предложение с использованием данного слова. Верно определять главные слова в предложении.

/вопрос: Что такое корень слова?/

Фонетический разбор слова СНЕГ /1 человек/ у доски

Цель: проверить умение производить фонетический разбор слова.

/вопрос: Как отличить звук от буквы?/

Индивидуальная работа по карточкам (2 уровня на выбор) /4 человека/

Цель: проверить умение находить и верно выделять на письме часть слова «окончание».

1уровень. Выделить окончания:

Кошка, кошки, с кошкой.

Весёлая, весёлые, весёлое.

/вопрос: что такое окончание? Где стоит окончание в слове?/

2уровень. Разделить слова для переноса:

Цель: проверить умение верно разделять слова для переноса.

Счастье, струя, утренний, озеро, деревья, осенние, аист.

/вопрос: как переносить слова с удвоенной согласной? Расскажи правило переноса слов./

IV. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Комментированное письмо с места. Записать слова, выделить корень.

Цель: продолжать формировать навык грамотного письма слов.

Лё…, л…дяной, зал…денел.

М…ро…, зам…ро…ки, м…розный, зам..розил.

/вопрос: Раздели слово ле-дя-ной для переноса, объяснить, что букву «й» не оставляем одну на строке/.

(Проверка работ у доски и по карточкам).

Ребята, что вы заметили в цепочке слов? Как можно назвать одним словом слова, имеющие один корень?

Работа с учебником. Давайте проверим, верно ли вы сделали вывод правилом в учебнике на стр. 134 /1 ученик громко читает, 2-3 спросить правило/.

АКТИВНАЯ ФИЗМИНУТКА.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Да, да, да.

Ножки тоже мы погреем,

Мы попрыгаем скорее,

Да, да, да.

Ножки тоже мы погреем,

Мы попрыгаем скорее.

Прыг, прыг, прыг.

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Так, так, так.

Проверка посадки.

- Руки? — на месте.

- Ножки? — вместе

- Локти?- у края.

- Спинка? – прямая. Молодцы!

V. Усвоение новых знаний.

Цель: формировать знания об однокоренных словах, умение находить, подбирать однокоренные слова, выделять корень, правильно делать выводы.

Хотя за окном у нас зима, сегодня мы с вами попробуем попасть в летний сад.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик — словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадка рядом,

А вот садовый цветок,

Садовник пересадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Давайте выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад.

— Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова?

— Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

— Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?

1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение.

VI. Проверка понимания.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичное закрепление изучаемого.

Упражнение в тетради. Составить слова, записать и выделить корень.

Цель: учиться составлять слова, используя его части, выделять корень.

1 столбик вместе /у доски 1 человек/ (вопрос: Как называется общая часть однокоренных слов?)

Далее по вариантам. Проверка с места устно.

Ребята, а скажите мне, пожалуйста, какой праздник нас ждет в этом месяце? Какой символ этого праздника стоит в каждом доме? Сейчас вы внимательно посмотрите на экран, проследите за движением предметов.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «Новый год».

Мы с вами продолжаем бродить по чудесному саду, и забрели мы с вами на улицу домиков. Домики эти не простые, а волшебные. И в каждом из домиков нас ждут различные задания.

Выбери домик и выполни упражнение.

Первый у нас желтый домик. Дидактическая игра «Разбери слово по составу» (задание на опережение).

Цель: учиться распознавать и определять части слова.

Второй красный домик. «Придумай слова с корнем ЛЕС», запиши в тетрадь.

Цель: продолжать формировать умение подбирать однокоренные слова, выделять корень.

VII. Закрепление нового материала.

Цель: применять полученные знания.

Третий зеленый домик. Дидактическая игра по группам «Где лишнее слово»?

Цель: верно определять корень родственных слов, понимать разное лексическое значение слов.

4 Четвертый сиреневый домик. Самостоятельная работа. Прочитай, озаглавь и спиши текст. Найди однокоренные слова. Выдели в этих словах корень.

Цель: закрепить умение находить однокоренные слова, выделять в них корень.

VIII. Рефлексия.

Что узнали нового?

Чему научились?

Какие слова называются однокоренными?

Домашнее задание и инструктаж о его выполнении.

Дома вы должны «посадить корень» слова и подумать, какие слова от этого корня вырастут. Думаю, что завтра мы увидим, целую аллею таких деревьев и определим чьё дерево разрослось лучше.

Имя ___________________

1 уровень

Выделить окончания:

Кошка, кошки, с кошкой.

Весёлая, весёлые, весёлое.

Копает, копаю, копаем.

2 уровень

Разделить слова для переноса:

Счастье, струя, утренний, озеро, деревья, осенние, аист.

Имя ___________________

1 уровень

Выделить окончания:

Кошка, кошки, с кошкой.

Весёлая, весёлые, весёлое.

Копает, копаю, копаем.

2 уровень

Разделить слова для переноса:

Счастье, струя, утренний, озеро, деревья, осенние, аист.

Имя __________________

1 уровень

Выдели окончания:

Кошка, кошки, с кошкой.

Весёлая, весёлые, весёлое.

Копает, копаю, копаем.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст