Обобщение знаний о падежах

Открытый урок по русскому языку с использованием экологических знаний

тема: обобщение знаний о падежах

цели: 1) систематизировать и обобщить теоретические знания об изменении имен существительных по падежам, упражнять в словоизменении;

2) развивать навыки рассуждения, аргументированного доказательства высказанных мыслей;

3) познакомить с этимологией слова «экология», формировать экологическое мировоззрение;

4) воспитывать чувство ответственности за свое поведение в природе и в окружающей действительности.

оборудование: карточки падежей, уголки, плакат с изображением настроения человека, животных и растений, воды, воздуха, памятка

сообщение темы и целей урока

-На этом уроке русского языка мы вспомним все, что знаем об изменении имен существительных по падежам, поговорим о значении слова «экология» и о проблемах связанных с ней.

1. Повторение изученного о падежах.

-Я называю вопросы, вспомогательные слова, предлоги, а вы определяете падеж.

а) кому?

б) на, за, под, про, через, в

в) нет

г) щедрый падеж

д) без предлога не употребляется

е) подлежащее

ж) кого?

З) падеж-работяга

и) два предлога

к) о, об

л) провинившийся падеж

м) без предлога

н) откуда?

о) местный падеж

п) падеж родства

-Сколько падежей в русском языке? А в английском? В татарском? В каком языке один падеж?

-Почему не может быть языков с одним падежом?

2. Беседа по вопросам.

-Как называется словоизменение имен существительных? (Изменение по падежам).

-Изменение имен существительных по падежам – это словообразование?

Объясните.

-Как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного? ( Надо использовать вспомогательные слова, вопросы предлоги).

-Как можно отличить Р. п. от В. п. у одушевленных существительных мужского рода?

-Как не спутать Им.п. с В.п. у существительных мужского рода с нулевым окончанием?

-Каких ошибок можно избежать, зная историю падежей?

3. Работа над развитием учебно-научной речи. Составление устного рассказа об изменении имен существительных по падежам. ( Работа в группах).

4. Физминутка. (Дыхательная гимнастика).

5.Практическое применение теоретических знаний.

1. Работа в тетрадях.

Экология – «экос» — дом, «логос»- наука, наука о доме. Эколог, экологический. Экология – это все что нас окружает: и дерево, и парк, и птицы, и сам человек.

2. Изменение по падежам. ( двое у доски )

I вариант II вариант

Ж.р. экология м. р. эколог

3. Составление словосочетаний глагол + существительное с этими словами.

Думать об экологии – П.п.

Заниматься экологией – Т.п.

Любить экологию – В.п.

Ценить экологию – В.п.

Разочароваться в экологии – П.п.

Радоваться экологии – Д.п.

И т. д.

4. Рассказ об истории термина «экология».

Термин «экология» существует давно. Его ввел в науку германский ученый Эрнст Геккель еще в 1865 году для обозначения отношений между растениями и животными. И в течение 100 лет за исключением лишь некоторых ученых-биологов его никто не знал. Все резко изменилось в 1972 году, когда правительства 106 стран мира забили тревогу и собрались на конференцию, долго совещались и решили, что экологическое состояние окружающей среды стало угрожающим для здоровья человека и для существования человечества

5. Морфологический разбор слова.

Для существования (для чего?) – сущ., н. ф. (что?) существование, ср. род, ед. ч., Р.п., дополнение.

6.Работа с уголками.

Для здоровья, за здоровье, к здоровью, здоровьем, есть здоровье , о здоровье.

1 2 3 4 5 6

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Самопроверка .

V. Подведение итогов урока.

-О том, что дальше произошло с термином «экология» мы узнаем на уроках окружающего мира. Попытаемся решить некоторые проблемы связанные с водой, воздухом и почвой. А пока подведем итоги этого урока.

-Что нового узнали?

-Для чего нужно знать падежи?

-И закончить урок хотелось бы прекрасными словами из книги Е. Прасоловой:

Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Оставим эти слова без комментариев.

VI. Домашнее задание: составить загадку о падеже.