Обобщающий урок по теме Полезные ископаемые_2475

Обобщающий урок по теме: « Полезные ископаемые»

Урок – соревнование.

Цель: обобщить сведения о полезных ископаемых, развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы

Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы поговорим о богатствах Земли, которые добывают из глубины земли или с её поверхности.

-Как называют такие богатства? ( полезные ископаемые)

На нашей планете много различных полезных ископаемых.

Первый этап соревнования.

Итак, каждой команде предстоит отгадать о каком полезном ископаемом идёт речь?

( Класс разбит на три команды, каждой команде по 2 загадки)

Загадки.

1. Чёрный , блестящий,

Помощник настоящий

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить сталь.( уголь)

2. Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением ( торф)

3. Без неё не побежит

Ни автобус , ни такси

Ни поднимется ракета

Отгадайте, что же это? ( нефть)

4. Он на дорожках во дворе,

Он очень нужен детворе

Он и на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже ( песок)

5. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу-

Она понадобиться сразу. ( глина)

6. На кухне у мамы помощник отличный

Он синим цветком расцветает от спички( природный газ)

-Какие слова в загадке вам помогли её отгадать?

Все полезные ископаемые можно разделить на три группы.

- На какие? ( жидкие, твёрдые, газообразные)

Второй этап соревнования

Среди данных полезных ископаемых 1 команда назовёт- жидкие, 2- газообразные, 3 команда- твёрдые.

Третий этап соревнования.

На столе учителя лежат три коробочки с полезными ископаемыми ( нефть, торф, глина)

Капитан каждой команды берёт любую коробочку.

-Откройте коробочки.

-Что это за полезное ископаемое?

- Вспомните его свойства?

- Где его используют?

-Как добывают?

А теперь попробуйте своим соперникам рассказать всё о этом полезном ископаемом не называя его .А команда соперников должна угадать это полезное ископаемое?

Четвёртый этап соревнования

На этом этапе соревнования победа команды зависит от правильного ответа каждого из членов команды.

У доски 3 коробочки с полезными ископаемыми: песок, уголь, известняк.

На доске.

1 команда( 2 команда, 3 команда)

План

1.Название полезного ископаемого

2. Свойства

3. Где используют

4. Как добывают

Варианты ответов

Песок

Хорошо пропускает воду, бывает белого, жёлтого или коричневого цвета.

Используют как топливо для печей

Залегает под землёй , но бывает, что его слои выходят и на поверхность .Добывают или в карьерах или в шахтах

Уголь

Они хорошо растворяются в воде

Из него делают, привычное нам , оконное стекло, им посыпают дороги, применяют при изготовлении бетона

Добывают в карьерах или со дна реки

Известняк

Чёрного цвета, блести, твёрдый, но хрупкий, хорошо и ярко горит

Используют в строительстве, при изготовлении цемента

Добывают в карьерах

1 ученик — рассматривает полезное ископаемое и находит карточку с его названием

2 ученик — находит карточку, где описываются свойства

3 ученик — находит карточку, где рассказывается о его использовании

4 ученик — находит карточку, где сообщается как добывают это полезное ископаемо

Песок

Известняк

Уголь

1.Хорошо пропускает воду, бывает белого, жёлтого или коричневого цвета.

1.Они хорошо растворяются в воде

1. Чёрного цвета, блести, твёрдый, но хрупкий, хорошо и ярко горит

2. Из него делают, привычное нам , оконное стекло, им посыпают дороги, применяют при изготовлении бетона

2.Используют в строительстве, при изготовлении цемента

2. Используют как топливо для печей

3. Добывают в карьерах или со дна реки

3. Добывают в карьерах

3. Залегает под землёй, но бывает, что его слои выходят и на поверхность. Добывают или в карьерах или в шахтах

Подведение итогов соревнования.

А сейчас мы совершим маленькое путешествие по нашему району и узнаем, какие полезные ископаемые здесь добывают ( Работа по атласу Зарайского района с.11)