ООД в средней группе по исследовательско — экспериментльной деятельности направленной н

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

Коммуникация, Познание (ФЦКМ).

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

Расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты.

Активизировать словарь.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность. Вызвать желание детей помочь Галчонку.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Активизировать словарь детей словами: «лаборатория», «прозрачный», «невидимый», «опыты».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- чтение художественной литературы:

О. Дриз «Ветер – ветерок», Г.Лагздынь «Видел я, как ветерок…»

- изготовление вееров.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: 

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);

- игрушка Галчонок;

- веера (по количеству детей);

- чеснок;

- «профессорские» шапочки (по количеству детей).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент «Солнышко».

Дети сидят на стульчиках.

В.: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.

Д.: Солнышко, солнышко!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Стук в дверь.

В.: Дети, садитесь на стульчики, а я посмотрю, кто стучит в дверь.

Дети садятся на стульчики. Влетает Галчонок Любознайка.

Г.: Здравствуйте ребята, я — Галчонок Любознайка. Вы любите отгадывать загадки?

Д.: Да.

Г.: Тогда слушайте.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас!

Д.: Воздух!

Г.: Мне мама постоянно говорит, что я летаю по воздуху. А что такое воздух? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

В.: Ребята, а вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?

Д.: Да!

В.: Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие ученые. Для этого нам нужно надеть «профессорские» шапочки.

Дети подходят к лаборатории, надевают «профессорские» шапочки.

В.: Скажите, ребята, Галчонку вы видите воздух вокруг нас?

Д.: Нет, не видим!

В.: Раз мы его не видим, значит, он какой?

Д.: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Г.: Вот-вот, невидимый! Значит, его и нет вовсе!

В.: Погоди, Галчонок! Я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он всегда вокруг нас!

Г.: А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух вокруг нас!

В.: Ребята, давайте докажем Галчонку, что воздух все-таки есть! Чтоб его увидеть, его надо поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?

Д.: Да!

Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом).

В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Д.: Он пуст!

В.: Его можно сложить в несколько раз, смотрите, какой он стал маленький! Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его! Пакет полон воздуха, на что он похож?

Д.: На подушку.

В.: Воздух занял свое место в мешке. Теперь выпустим воздух из пакета. Какой стал пакет? Почему?

Д.: Маленький. В нем нет воздуха.

В.: Смотри, Галчонок! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, нужно его поймать! И мы это смогли сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а затем выпустили его!

В.: Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей)

Г.: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом, на речке, я видел, как люди используют этот «запертый» воздух. Это, кажется, был надувной матрас! А еще я видел у детей спасательные круги и жилеты!

В.: Конечно, Галчонок! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса или круга воздух, он не утонет, будет плавать!

Г.: А вот интересно, а внутри человека есть воздух?

В.: Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!

Опыт № 2 (со стаканом с водой и трубочкой).

В.: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Д.: Выходят пузырьки!

В.: Вот видите! Вывод: воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит! Но чтобы подуть еще, сначала мы снова вдохнем воздух, а потом выдохнем через трубочку и получатся пузырьки.

Г.: Понятно! Но как он к вам попадает!

В.: Ребята, как воздух попадает к нам в организм?

Д.: Через нос и рот.

В.: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, а давайте покажем Галчонку, как дышат наши носики.

Дети дышат.

В.: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?

Д.: Нет.

Опыт № 3 (с веером).

В.: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Д.: В лицо дует ветерок.

В.: Ветерок бывает слабый и сильный.

В.: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, когда пекут пироги, то мы чувствуем запах. Оказывается, воздух движется и доносит эти запах до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт № 4(с чесноком). 

Г.: Ой-ой-ой! Как чесноком пахнет! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

В.: Что ты, Галчонок! Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Г.: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

- Что воздух бесцветный, мы его не видим.

- Чтоб увидеть воздух, его надо поймать.

- Что воздух легче воды.

- Без воздуха ничто живое не может жить.

- А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер — это движение воздуха.

Г.: Спасибо, ребята! Полечу, расскажу друзьям все, что узнал сегодня. До свидания. (Улетает)

В.: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорее оденемся и пойдем на улицу — дышать свежим воздухом.