Написание строчной буквы ц Звук и буква ц

Класс: 1

Урок: письмо

Тема: Написание строчной буквы «ц». Звук и буква «ц».

План урока:

Организация начала урока.

Актуализация знаний.

Вводная беседа

Постановка темы и целей урока.

Изучение нового материала.

Сравнение печатного и письменного образца

Работа с элементами букв

Письмо строчной буквы ц

Первичное закрепление

Чтение слов и слогов. Письмо слогов слияния с буквой «ц» учащимися.

6. Физкультминутка.

Написание слова цапля

Включение в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Задачи урока:

Образовательная: дать знания о правописании строчной буквы «ц», слогов слияний с буквой «ц», совершенствование орфографических умений;

Развивающая: расширение рамок словарного запаса, развитие речи, совершенствовать умения сравнивать, развитие орфографической зоркости;

Воспитательная: воспитание интереса к предмету, живого отношения к языку, бережного отношения к природе.

Оборудование:

Иллюстрация с изображением голубя, 5 иллюстраций с птицами ( синица, скворец, сорока, снегирь свиристель), изображение печатного и письменного образца буквы «ц», 6 букв вырезанных из бархатной бумаги, рисунки к предложению, текст в котором слова заменены на рисунки, смайлики у каждого учащегося.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места. Включение учащихся в ритм работы.

Актуализация новых знаний.

Вводная беседа

Ребята, посмотрите на доску.

- Кто это?

Это голубь.

- А как сказать по другому?

Это птица.

- А каких птиц вы еще знаете?

Посмотрите на иллюстрации, представленные на доске, и назовите птиц.

- Синица, скворец, сорока, снегирь, свиристель.

- В каких из перечисленных слов вы слышите звук «ц».

- Синица, скворец

- А теперь давайте посмотрим на слова, из которых убежали буквы и вернем их обратно. Что же это за слова? (слова на доске)

- Синица, скворец, птенец.

- Какое слово лишнее, как вы считаете?

- Синица.

- Почему вы так решили?

- В слове синица – 3 слога, а в остальных по 2 слога

- Птенец. Так называют детенышей всех птиц.

- А какая одинаковая буква есть во всех этих словах?

- Буква «ц».

- Да, молодцы!

Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока: «Написание строчной буквы «ц». Сегодня мы с вами будем учиться писать строчную букву «ц», слоги слияния, слова и предложения где есть эта буква.

Изучение нового материала.

Сравнение печатного и письменного образца

Ребята, посмотрите на доску. Здесь изображены печатная и письменная буквы «ц». Наша задача их сравнить

- Чем они отличаются?

- На что похожа строчная буква «ц»?

- А кто может определить, сколько элементов у буквы «ц»?

Работа с элементами букв

К доске выходят 3 человек и с закрытыми глазами на ощупь собирают букву по элементам (элементы магнитами прикреплены к доске). А теперь мы с вами будем учиться правильно писать строчную букву «ц» в наших прописях.

Письмо строчной буквы

- Существуют правила письма. Давайте вспомним их (дети хором говорят четверостишье).

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу;

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо – не согнусь,

На отлично потружусь.

Объяснение учителем поэлементного написания буквы.

Написание учащимися этой буквы в воздухе с комментированием.

А теперь откройте прописи.

Письмо строчной буквы в прописях с комментированием (по пунктирам и самостоятельно).

5. Первичное закрепление.

Чтение слов и слогов

У птицы выпали перья, на которых написаны слоги. Все слоги перепутались. Давайте соберем их и составим слова (материал на доске к доске выходят учащиеся и собирают слова).

- Какие слова получились? Прочитаем хором.

- Цапля, кольцо, цыпленок, цепь, цветок, цветы

Как вы думаете, какие гласные буквы дружат с буквой «Ц»? (а) Сейчас мы с вами напишем слоги. Посмотрите, как это делаю я (объяснение учителя).

Аналогично пишем слоги с комментированием (на доске и в прописях) «це», «цы», «ци». Анализ работ. За лучшие работы учащиеся награждаются перышками.

6. Физминутка

А сейчас давайте немного отдохнем:

На болоте две подружки, две зелёные подружки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкультпривет!

Письмо слова через загадку

Ребята, послушайте загадку:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит:

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

Итак, кто это? (Цапля)

Напишем это слово. Посмотрите, как это слово напишу я (объяснение учителя).

- А теперь найдем гласные буквы в слове, подчеркните их.

Самопроверка по эталону на доске.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Работа с текстом

- А сейчас нас ждет очень интересное творческое задание.

- Вместо картинок вам надо вставить слова (фронтальная работа с классом).

Мы вошли в ….(лес). На деревьях стучат… (дятлы). Скачет с … (ветки) на …(ветку) пушистая …(белка). Скоро распустятся душистые … (ландыши).

- О каком времени года идет речь?

- Как вы узнали?

- Кто знает, как надо вести себя в лесу? (Сообщение правил поведения в лесу)

Работа с предложением

Учитель показывает картинку с изображением цапли.

- Кто знает эту птицу?

- Где она живет?

- На болоте.

Разбор предложения: На болоте живет цапля.

— Сколько в этом предложение слов?

- 4 слова.

- Как пишется первое слово предложения?

- С заглавной буквы.

-Как пишем слова в предложении?

- Отдельно.

- Что ставим в конце предложения?

- Точку.

А сейчас вы самостоятельно напишите в прописях это предложение.

У доски ученик записывает это предложение.

Проверка написанного, исправление ошибок и недочетов, если они имеются.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- Из скольких элементов состоит эта буква?

- С какими заданиями вы справились легко, а какие, вызвали у вас затруднения?

- Как каждый из вас оценивает свою работу на уроке? (Учащиеся показывают смайлики с изображением настроения: веселого, грустного, удивленного)

Вы — молодцы! Поднимите перышки за хорошую работу. Вот их как много, значит, вы работали сегодня отлично!!!