Модульный урок по теме Белки и нуклеиновые кислоты

Тема: Белки и нуклеиновые кислоты.

Цель: Изучить особенности белков и нуклеиновых кислот.

Задачи:

Образовательные:

Изучить состав, строение и функции белков.

Знать виды нуклеиновых кислот.

Изучить строение и функции нуклеиновых кислот.

Знать понятия: фермент, нуклеотид, репликация.

Уметь характеризовать молекулярный уровень живого как начальный.

Развивающие:

Развивать умения работать с учебно – тематической картой.

Развивать умения решать тесты.

Развивать умения сопоставлять, находить соответствие.

Воспитательные:

Воспитание самостоятельности в получении знаний.

Воспитание способности оценивать себя.

Ход урока:

Организационный момент.

Работа с учебно – тематической картой.

Учебно – тематическая карта «Белки и нуклеиновые кислоты».

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны выяснить особенности строения белков и нуклеиновых кислот, их свойства и биологические функции.

Внимательно прочитайте интегрирующую цель урока.

УЭ-1

Цель: выяснить особенности строения белковой молекулы.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-2

Выполните следующие задания.

Работайте самостоятельно.

1. Какое из перечисленных ниже органических соединений является мономером белка: глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты, моносахариды.

Прочитайте текст § 6 с. 20. Задания 1- 3 выполните в тетради. Правильный ответ – 1 балл.

2. Почему молекулы белка получили название «макромолекулы»?

Задание оценивается в 1 балл.

3. В организации белковых молекул участвует всего около 20 аминокислот, однако многообразие белков огромно. Чем это объясняется?

Правильный ответ – 3 балла.

4. Вставьте пропущенные слова: «Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к … структуре белка. В результате образования водородных связей между —СО— и —NH— группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали — это … структура белка. Более плотная, трехмерная пространственная «упаковка» полипептида — … структура белка. Следующий уровень организации белковой молекулы — …, который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс».

Прочитайте текст учебника И.Н. Пономаревой, §6, с. 20. Ответ запишите в тетради. Правильный ответ — 4 балла.

5. Молекулы белков обладают свойством денатурации. Что это такое? Почему в результате денатурации белки теряют свои функции?

Прочитайте текст учебника И.Н. Пономаревой, §6, с. 20. Ответ запишите в тетради. Правильный ответ — 2 балла.

6. В каждой клетке содержатся тысячи ферментов. Что они собой представляют? Какова их роль в клетке? Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается?

Прочитайте текст учебника И.Н. Пономаревой, §6, с. 20 — 21. Ответ запишите в тетради. Правильный ответ — 3 балла.

УЭ-3

Цель: познакомиться с различными видами нуклеиновых кислот и их функциями. Выяснить особенности строения ДНК.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-4

I. Выполните задание.

1. Вставьте пропущенные слова: Сложные углеводы, белки, … относят к группе биополимеров. Различают два типа нуклеиновых кислот —… и…

Прочитайте текст § 6 с. 21. Задание выполните в тетради. Задание оценивается в 3 балла.

2. Часть белковой молекулы называют полипептид. Как называют часть нуклеиновой кислоты: полисахарид, полиамид, полинуклеотид, поливинилхлорид.

Ответ запишите в тетради. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

3. Из чего состоит каждый нуклеотид:

1)

2)

3)

Прочитайте текст § 6 с. 21. Задание выполните в тетради. Задание оценивается в 3 балла.

4.Молекулы ДНК состоят из 4 типов нуклеотидов, однако многообразие молекул ДНК бесконечно. Чем это объясняется?

Ответ запишите в тетради. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

5. В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Используя этот принцип, на предложенной одной цепи молекулы ДНК постройте вторую цепь: A—A—T—Г—Ц—Ц— Т– Г– А

См.: учебник И.Н. Пономаревой §6, с. 23 и рис. 8 Правильный ответ — 3 балла.

6.Что такое репликация? Что является результатом репликации?

См.: учебник И.Н. Пономаревой §6, с. 23. Правильный ответ — 4 балла.

II. Выполните тестовое задание.

1.В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?

1)рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин;

2)фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза;

3)остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза,аденин.

2.Мономерами нуклеиновых кислот является:

1) аминокислоты; 2) глюкоза; 3) глицерин и высшие жирные кислоты; 4) нуклеотиды

3.Вторичная структура ДНК (спираль) поддерживается за счет водородных связей между:

1) соседними нуклеотидами; 2) комплементарными азотистыми основаниями в двух цепях; 3) остатками фосфорной кислоты в остове цепей.

4.В клетке ДНК содержится в:

1)ядре и митохондриях;

2)только в ядре; 3) в ядре и цитоплазме.

5.Какова функция ДНК в клетке:

1)хранение и передача наследственныхсвойств;

2)перенос аминокислот на рибосомы;

3)ускорение химических реакций.

Максимальное количество баллов – 5.

УЭ-5

Цель: ознакомиться с особенностями строения рибонуклеиновых кислот (РНК), их видами и функциями; уметь сравнивать строение молекул ДНК и РНК.

Внимательно прочитайте цель урока.

I. Выполните задание.

Заполните таблицу.

Основные виды РНК.

Вид РНК

Функции

1.

2.

3.

Прочитайте текст § 5 с. 19. Задание выполните в тетради. Задание оценивается в 6 баллов.

2.Выявите сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК, заполнив таблицу.

Признаки сравнения

ДНК

РНК

1.Структуры молекулы.

2.Количество цепей.

3.Моносахариды в нуклеотидах.

4.Локализация в клетке (расположение).

5.Функции.

Прочитайте текст § 6 с. 22 — 23. Задание выполните в тетради. Задание оценивается в 10 баллов.

УЭ-6

Подведение итогов.

Самостоятельно

Прочитайте цели урока.

2. Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени?

Работайте с классом.

3. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам

урока вы набрали:

от 40 до 50 баллов — оценка «5»;

от 30 до 40 баллов — оценка «4»;

от 20 до 30 баллов — оценка «3»;

менее 20 баллов — оценка «2».

Ваша оценка:

11. Домашнее задание.

а)выполнили все на пять — освобождаетесь отдомашнего задания;

б)испытывали затруднения, допускали ошибки,но выполнили все задания — §6 учебника И.Н.Пономаревой;

в)ошибались часто, работать было трудно — поработайте с учебно-тематической картой еще раз.

Творческие задания для желающих: подготовить сообщение: «Эликсиры жизни».

Сдайте тетради на проверку учителю (в индивидуальном порядке).