Методичка по литературе 17-18 вв

Антуан Франсуа Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско.

Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера.

Вольтер. Кандид. Простодушный.

Генри Филдинг. История Тома Джонса, найденыша.

Ричард Бринсли Шеридан. Школа злословия.

Бомарше. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро.

Лоренс Стерн. Жизнь и мнения Тристрама Шенди.

Иоганн Вольфганг Гете. Страдания молодого Вертера. Фауст.

Фридрих Шиллер. Разбойники.

2. Список произведений для дополнительного чтения

Французская литература

Шаплен. Мнение Французской Академии о трагедии «Сид» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М. 1980.

Ларошфуко Ф. де. Максимы

Лафонтен Ж. Любовь Психеи и Купидона. Басни.

Мари Мадлен де Лафайет. Принцесса Клевская.

Сен-Симон. Мемуары

Лесаж А. Р. Хромой бес. Жиль Блас.

Монтескье. Персидские письма.

Вольтер. Магомет. Заира.

Мариво. Игра любви и случая. Торжество любви.

Дидро. Беседы о «Побочном сыне». Нескромные сокровища.

Казанова. Мемуары.

Парни Э. Война богов .

Испанская литература

Алеман М. Гусман де Альфараче.

Тирсо де Молина. Дон Хиль – Зеленые штаны. Севильский озорник, или Каменный гость.

Грасиан-и-Моралес Б. Карманный оракул.

Немецкая литература

Гриммельсгаузен. Похождения Симплиция Симплициссимуса.

Лессинг. Лаокоон.

Гердер. Шекспир.

Гете. Лирика. Годы учения Вильгельма Мейстера. Избирательное сродство. Поэзия и правда.

Шиллер. Стихотворения. Валленштейн. О наивной и сентиментальной поэзии.

Английская литература

Джонсон Б. Вольпоне

Мильтон. Потерянный Рай.

Конгрив. Двойная игра. Любовь за любовь. Так поступают в свете.

Смоллет Т. Путешествие Хамфри Клинкера

Голдсмит О. Векфилдский священник

Макферсон Дж. Поэмы Оссиана

Бернс Р. Стихотворения.

Уолпол Г. Замок Отранто.

3. Примерные темы самостоятельных работ

Классицизм и его истоки в культуре Возрождения. В каком отношении классицизм продолжает ренессансные традиции, в чем отходит от них?

Охарактеризуйте основные эстетические принципы классицизма.

Охарактеризуйте важнейшие черты стиля классицизма.

Что позволяет говорить о трагедии Корнеля «Сид» как о произведении классицизма?

Охарактеризуйте основное содержание полемики о трагедии «Сид». Какие вопросы, важные для становления эстетической концепции классицизма, были подняты в ходе этой полемики?

Кто из героев наиболее точно выражает авторскую точку зрения в «Горации» Пьера Корнеля?

Философско-религиозные основы творчества Жана Расина.

Соотношение рационального и иррационального в характере Федры (Расин, «Федра»).

Какие черты характерны для «Федры» Расина как классицистической драмы?

Тема взаимоотношений дворянства и буржуазии в творчестве Мольера.

Своеобразие драматической формы комедии Мольера «Дон Жуан».

Охарактеризуйте главного героя комедии Мольера «Дон Жуан», объясните противоречия его поведения.

Какие эстетические принципы, характерные для классицизма, формулируются в «Поэтическом искусстве» Буало?

Охарактеризуйте важнейшие черты стиля барокко.

Поэзия Гонгоры как явление поэтики барокко.

Что позволяет говорить о драме Кальдерона «Врач своей чести» как о произведении барокко?

Соотношение судьбы и случая в драме Кальдерона «Врач своей чести».

Каково значение комического элемента в трагедии Кальдерона «Врач своей чести»?

Традиции народного театра в пьесах Кальдерона.

В чем состоит проблема отношения Кальдерона к духовному наследию Ренессанса?

Перечислите основные различия двух театральных систем – французского классицизма и испанского барокко.

В чем состоит общность мировоззренческих основ художественных систем классицизма и барокко?

Содержание и историко-литературное значение «Спора о древних и новых».

Какие черты эстетики барокко воплощены в романе Кеведо «История пройдохи по прозванию Дон Паблос»?

Каковы религиозные и этические взгляды Робинзона Крузо? Насколько характерны они для его эпохи?

В чем обнаруживается связь романа Дефо «Приключения Робинзона Крузо» с традицией плутовского романа?

В чем обнаруживается связь романа аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» с традицией плутовского романа?

Философско-религиозная проблематика творчества Блеза Паскаля.

Проблема идейной и художественной завершенности книги Блеза Паскаля «Мысли».

Философская и этическая позиция Вольтера в его «Философских повестях».

Важнейшие черты стиля «Философских повестей» Вольтера.

Пародия в художественной системе повести Вольтера «Кандид».

Какие черты мироощущения Дидро, свойственные культуре Просвещения в целом, отражены в поэтике его романов «Племянник Рамо» и «Жак-Фаталист и его Хозяин»?

Каковы важнейшие особенности структуры романов Дидро «Племянник Рамо» и «Жак-Фаталист и его Хозяин»?

Охарактеризуйте основные художественные приемы Филдинга-романиста. Проанализируйте сюжет романа и формы присутствия автора в тексте. Чем приемы Филдинга отличаются от приемов авторов рыцарского или плутовского романа?

Какие условные театральные приемы использует Бомарше в комедии «Севильский цирюльник»?

Какие условные театральные приемы использует Бомарше в комедии «Женитьба Фигаро»?

Философские основы сентиментализма как художественной системы.

Охарактеризуйте важнейшие черты повествовательной манеры Лоренса Стерна. Что имел в виду В.Б. Шкловский, когда говорил, что в этой прозе «слуга становится господином»?

Приемы создания комического образа у Стерна.

Прокомментируйте следующий фрагмент из «Исповеди» Руссо. Как связаны эти слова с проблематикой книги и с мироощущением эпохи?: «Я предпринимаю дело беспримерное, которое не найдет подражателя. Я хочу показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы, — и этим человеком буду я. Я один. Я знаю свое сердце и знаю людей. Я создан иначе, чем кто-либо из виденных мною; осмеливаюсь думать, что я не похож ни на кого на свете. Если я не лучше других, то по крайней мере не такой, как они. Хорошо или дурно сделала природа, разбив форму, в которую она меня отлила, об этом можно судить, только прочтя мою книгу».

Способы выражения авторской позиции в романе Шодерло де Лакло «Опасные связи».

Система персонажей романа Шодерло де Лакло «Опасные связи» как отражение просветительского «космоса».

Соотношение социально-политического и психологического аспектов содержания конфликта пьесы Лессинга «Минна фон Барнхельм».

Соотношение политического и этического аспектов содержания конфликта пьесы Лессинга «Эмилия Галотти».

Мировоззренческие основы движения «Буря и натиск».

Охарактеризуйте интертекстуальный фон романа «Страдания юного Вертера». Какие книги читает Вертер? Чем бывает обусловлен его выбор?

Конфликт рыцарского и бюргерского миров в творчестве Шиллера.

Основные черты эстетической концепции «Веймарского классицизма».

Объясните смысл образа Мефистофеля в «Фаусте».

4. Творческие работы

Тему нужно выбрать самостоятельно, ориентируясь на программу курса. Вопросы можно задать на консультации; на консультации возможно также изменение формулировки темы.

5. Материалы для подготовки к зачету

Персоналии

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по творчеству следующих авторов:

Пьер Корнель

Жан Расин

Мольер

Луис де Гонгора

Педро Кальдерон

Даниэль Дефо

Блез Паскаль

Джонатан Свифт

Вольтер

Дени Дидро

Генри Филдинг

Бомарше

Лоренс Стерн

Жан-Жак Руссо

Шодерло де Лакло

Лессинг

Иоганн Вольфганг Гете

Фридрих Шиллер

Примерные темы итоговой контрольной работы

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по следующим разделам курса:

По учебникам «История зарубежной литературы ХVII века» / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987.; «История зарубежной литературы ХVII века» / Под ред. М. В. Разумовской. М., 2001.

Введение. XVII век – самостоятельный этап в истории зарубежных литератур.

Испанская литература – общая характеристика.

Луис де Гонгора и испанская поэзия XVII века.

Франсиско де Кеведо и проза испанского барокко.

Педро Кальдерон и драма его времени.

Французская литература – общая характеристика.

Драматургия Корнеля.

Трагедии Расина.

Комедии Мольера.

Спор древних и новых.

Немецкая литература – общая характеристика.

Английская литература – общая характеристика.

Джон Мильтон.

Литература эпохи Реставрации.

По учебникам «История зарубежной литературы ХVIII века» / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991.; «История зарубежной литературы ХVIII века» / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001.

Английская литература – общая характеристика.

Даниэль Дефо.

Джонатан Свифт.

Литература сентиментализма. Творчество Стерна.

Английская драма. Шеридан.

Французская литература – общая характеристика.

Вольтер.

Дидро и энциклопедисты.

Руссо и руссоизм.

Творчество Бомарше.

Немецкая литература – общая характеристика.

Лессинг.

Гердер и движение «Бури и натиска».

Раннее творчество Гете.

Раннее творчество Шиллера.

Веймарский классицизм.

Позднее творчество Гете.

По учебному пособию «Зарубежная литература второго тысячелетия» / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 2001.

Пахсарьян Н. Т. XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности.

Пахсарьян Н. Т. «Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»?

Основные литературоведческие понятия и проблемы историко-литературного процесса, вопросы по которым могут быть включены в задание итоговой контрольной работы:

Эстетические принципы классицизма.

Французская Академия и становление концепции классицизма.

Полемика о трагедии Корнеля «Сид».

Поэтика драмы классицизма.

Спор о древних и новых.

Эстетические принципы барокко.

Поэтика драмы барокко.

Плутовской роман.

Отражение в романе XVII–XVIII веков кризиса нормативного сознания.

Отражение в философской и сатирической прозе XVII–XVIII вв. кризиса нормативного сознания.

Идеи Просвещения в философской и сатирической прозе XVII–XVIII вв.

Новые черты в поэтике романа XVIII века.

Театральные концепции XVIII века.

Сентиментализм.

Движение «Бури и натиска».

Эстетическая концепция Веймарского классицизма.

Вопросы для подготовки к экзаменационному собеседованию по дополнительным вопросам (список не является исчерпывающим)

Принцип «подражания природе» в эстетике классицизма.

Цели и задачи Французской Академии.

Содержание конфликта трагедии Корнеля «Сид».

Образ инфанты, его роль в сюжете и идейном замысле трагедии Корнеля «Сид».

Спор о «Сиде» и влияние этого спора на французский театр и становление концепции классицизма.

Проблема трагической вины в трагедии Расина «Федра».

Психологические и метафизические аспекты содержания конфликта трагедии Расина «Федра».

Образ Тартюфа: характер и роль.

Своеобразие драматической формы комедии Мольера «Дон Жуан».

Принцип «правдоподобия» в эстетике классицизма (на материале трагедии).

«Единства» и «приличия» классического театра, их происхождение, теоретическое обоснование в эстетике классицизма и эстетический смысл.

Мировоззренческие основы художественных систем классицизма и барокко: черты общности.

Основные черты поэтики барокко в сравнении с искусством классицизма.

Особенности языка произведений барокко.

Категории «судьбы» и «случая» и сюжет пьесы Кальдерона «Врач своей чести».

Дон Гутиерре («Врач свей чести» Кальдерона) и шекспировский Отелло. Проблема отношения Кальдерона к наследию Ренессанса.

Образ короля дона Педро Справедливого в пьесе Кальдерона «Врач своей чести», его роль в сюжете и в идейной структуре пьесы.

Авторская позиция и способы её выражения в пьесе Кальдерона «Врач своей чести».

Интрига пьесы Кальдерона «Врач своей чести» в сопоставлении с интригой мольеровского «Тартюфа».



Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 |... 5 | 6 |... 7 |... 8 |... 9 ... | Весь текст