Методичка по литературе 17-18 вв

Дополнительная:

Атарова К. Н. Л. Стерн и его «Сентиментальное путешествие». М., 1988.

Жирмунский В. М. Поэзия английского сентиментализма. Английский предромантизм // Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

Левин Ю. Д. Оссиан в русской литературе. Л., 1980.

Соловьева Н. А. Английский предромантизм и формирование романтического метода. М., 1984.

Тураев С. В. От Просвещения к романтизму (Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII – начала XIX в.). М., 1983.

Шкловский В. Б. Английский классический роман // Шкловский В. Б. Повести о прозе. М., 1966. Т. 1.

Шкловский В. Б. Стерн // Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1983.

Рекомендуемые источники:

Голдсмит О. Избранное: Стихи; Векфилдский священник / Вступ. ст. А. Г. Ингера. М., 1978.

Льюис М. Г. Монах / Предисл. В. Скороденко. М., 1993.

Макферсон Дж. Поэмы Оссиана / Изд. подгот. Ю. Д. Левин. Л., 1983 (Лит. памятники).

Радклиф А. Удольфские тайны. М., 1996.

Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди. Сентиментальное путешествие / Вступит. ст. А. А. Елистратовой. М., 1968 (БВЛ).

Фантастические повести: Уолпол Г. Замок Отранто; Казот Ж. Влюбленный дьявол; Бекфорд У. Ватек / Изд. подгот. В. М. Жирмунский, Н. А. Сигал. Л., 1967 (Лит. памятники).

Тема 15

Жан Жак Руссо, руссоизм и антируссоизм

Жан Жак Руссо как крупнейший представитель сентиментализма. Периодизация творчества. Социально-политические и исторические взгляды. Руссо. Идейное содержание «Рассуждений». Теория народовластия в «Общественном договоре». Эстетические воззрения Руссо. Образ идеального нового человека в педагогическом романе «Эмиль». Критика сословного неравенства в романе. «Новая Элоиза». Образы Сен-Пре и Юлии. Тема природы в романе. Стиль. «Исповедь» Руссо как новый литературный жанр. Сентиментализм Руссо и его развитие. в «Исповеди». Критическое изображение французского общества XVIII века. традиции плутовского романа. Образ автора и концепция личности в произведении. «Исповедь» как эстетическая проблема. Место Руссо в истории мировой культуры. Влияние его художественной прозы на развитие романа. Руссо и французская революция.

Шодерло де Лакло и его роман «Опасные связи». Специфика эпистолярного повествования. Риторика письма: явное и скрытое, открываемое и скрываемое, кажущееся и подлинное. Особенности изложения действия в эпистолярном романе. Личные связи героев и идейная структура романа. Освещение в книге просветительских идей и руссоистской философии.

Литература

Основная:

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 173–187; или: История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001. С. 161–175.

Дополнительная:

Асмус В. Ф. Жан Жак Руссо // Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М., 1984.

Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1976.

Забабурова Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов н/Д, 1992.

Моруа А. Литературные портреты. М., 1970; Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.

Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.

Рекомендуемые источники:

Прево А. Ф. Манон Леско. Шодерло де Лакло. Опасные связи / Вступит. ст. Ю. Б. Виппера. М., 1967 (БВЛ).

Руссо Ж. Ж. Избр. соч. В 3 т. / Сост. и авт. вступ. ст. И. Е. Верцман. М., 1961.

Руссо Ж. Ж. Юлия, или Новая Элоиза / Вступ. ст. И. Е. Верцмана. М., 1968 (БВЛ).

Шодерло де Лакло. Опасные связи / Пер., вступ. ст. и примеч. Н. Я. Рыковой. М.;Л., 1965. (Лит. памятники).

Тема 16

Немецкая литература XVIII вв. Лессинг – теоретик театра и драматург.

Движение «Буря и натиск».

Молодой Гете и его роман «Страдания молодого Вертера»

Литературное движение в Германии XVIII века. Немецкий классицизм и позиция Лессинга. Формирование и развитие эстетических взглядов Лессинга. Смысл противопоставления поэзии и изобразительного искусства в «Лаокооне». Критика французского классицизма и его эпигонов, борьба за реалистическое национальное искусство, «шекспиризм» в «Гамбургской драматургии». Постановка проблемы типического характера. Нормативность эстетической теории Лессинга. Драматургия Лессинга. «Минна фон Барнхельм». Немецкий национальный сюжет. Своеобразие комизма. Проблематика любви и чести в комедии. Живость и разнообразие действия. «Эмилия Галотти». Политическая тенденция драмы. Образы героев. Нравственная проблематика пьесы. Просветительская направленность драмы «Натан Мудрый». Борьба за веротерпимость; буржуазно-гуманистические идеи пьесы, характер её классицизма.

Литературные направления немецкого сентиментализма. Движение «Буря и натиск», его философские и эстетические основы. Своеобразие проблематики и поэтики литературы штюрмерского сентиментализма: интерес к героическим личностям, находящимся в состоянии напряженной борьбы с обществом. Различие идейных основ штюрмерства и романтизма. Проза, поэзия и драматургия штюрмеров.

Роль Гердера в формировании и развитии штюрмерской эстетики. Философские и эстетические идеи Гердера. Отношение к классицизму. Историзм и народность в эстетике Гердера. Концепция реализма. Заслуги Гердера в развитии фольклористики.

Раннее творчество Гёте. Личность Гёте, социально-исторические обстоятельства её формирования. Периодизация творчества Гёте. Лейпцигский период в жизни Гете. Характер его ранней лирики. Гёте в Страсбурге. Сближение с Гердером. Гете во главе штюрмерского движения. Лирическое творчество Гёте периода «Бури и натиска», его новаторство. Драма «Гёц фон Берлихинген». Шекспиризм молодого Гёте, степень историчности драмы. Образ Геца. Герой-бунтарь и проблема его отношения к мирозданию. Национально-патриотические элементы в содержании драмы. Роман «Страдания молодого Вертера». Книга Гёте и штюрмерская литература. Европейский успех романа, его причины. Степень адекватности «штюрмерского» прочтения книги.

Литература

Основная:

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 242–305; или: История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001. С. 236–247; 256–278.

Дополнительная:

Тураев С. В. От Просвещения к романтизму. (Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII – начала XIX в.). М., 1983.

Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972. См. очерки: Лессинг. Жизнь и творчество Гердера. Период «бури и натиска».

Гриб В. Р. Жизнь и творчество Лессинга // Гриб В. Р. Избр. работы. М., 1956.

Аникст А. А. Творческий путь Гете. М., 1986.

Бент М. «Вертер, мученик мятежный…»: Биография одной книги. Челябинск, 1997.

Вильмонт Н. Н. Гете. М., 1959.

Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество : в 2 т. М., 1987.

Манн Т. Гете как представитель бюргерской эпохи. Путь Гете как писателя. Фантазия о Гете. «Вертер» Гете // Манн Т. Собрание сочинений. Т. Х. М., 1961.

Рекомендуемые источники:

Гердер И. Г. Избр. соч. / Сост., вступит. ст. и примеч. В. М. Жирмунского. М.; Л., 1959.

Гете И. В. Избр. Произведения : в 2 т. / Вступит. ст. Н. Н. Вильмонта. М., 1985.

Гете И. В. Собрание соч. : в 10 т. / Под общ. ред. Н. Н. Вильмонта и др. М., 1975–1978.

Гете И. В. Фауст / Вступит. ст. и примеч. Н. Н. Вильмонта. М., 1969 (БВЛ).

Гете И. В. Фауст. Лирика / Вступит. ст. и примеч. Ал. В. Михайлова. М., 1986.

Лессинг Г. Э. Драмы. Басни в прозе / Вступ. ст. и сост. Н. Н. Вильмонта. М., 1972 (БВЛ).

Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Предисл. Г. М. Фридлендера. М., 1957.

Немецкие баллады. М., 1958. (Баллады Г. А. Бюргера в пер. В. Левика.)

Тема 17

Драматургия Шиллера

Личность Шиллера, социально-исторические и психологические основы творчества. Периодизация творчества. Первый период творчества Шиллера. Шиллер и движение штюрмеров. «Разбойники». Противоречивость идейной структуры «Разбойников». Образ Карла Моора: конфликт с обществом и конфликт с мирозданием. Проблема авторского отношения к герою. Сюжет трагедии и ее стиль. Финал трагедии. Шиллер и Достоевский. «Коварство и любовь». Социальные и общечеловеческие аспекты конфликта и проблема вины. Пробуждение нравственного начала в героях. Своеобразие реализма Шиллера. Лирика Шиллера как «поэзия мысли». Ода «К радости» и проблема шиллеровского оптимизма.

Исторические, философские и эстетические исследования Шиллера, «Письма об эстетическом воспитании», «О наивной и сентиментальной поэзии». Шиллер и Гёте. «Веймарский классицизм» в творчестве Шиллера. Его поздние драмы. «Вильгельм Телль». Реализм и условность в художественной структуре драмы. Идеализация мещанской культуры в «Вильгельме Телле». Гуманизм Шиллера и проблема насилия. Место Шиллера в мировой культуре.

Литература

Основная:

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 297–318; или: История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001. С. 278–287.

Дополнительная:

Абуш А. Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения. М., 1964.

Ауэрбах Э. Музыкант Миллер // Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.

Кагарлицкий Ю. И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения: Тенденции и традиции. М., 1987.

Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.

Манн Т. Слово о Шиллере // Манн Т. Собрание сочинений. Т. Х. М., 1961.

Рекомендуемые источники:

Шиллер Ф. Собрание соч. : в 7 т. / Под общ. ред. Н. Н. Вильмонта и Р. М. Самарина. М., 1955–1959.

Шиллер Ф. Драмы. Стихотворения / Вступит. ст. С. Тураева. М., 1975 (БВЛ).

Тема 18

Гете в Веймаре. «Фауст»

Веймар в жизни и творчестве Гёте. Поездка Гете в Италию в 1785–1787 годах и её значение для развития его творчества. Воздействие на Гёте идей трактата Винкельмана «История искусства древности»; эстетическая концепция веймарского классицизма. «Римские элегии». Изменение поэтических принципов Гёте в «Римских элегиях» по сравнению с ранней лирикой, стремление придать поэтическим образам объективный характер. Античность в «Римских элегиях». «Ифигения в Тавриде», «Герман и Доротея» как характерные образцы веймарского классицизма. Работа Гёте над книгами «Годы учения Вильгельма Мейстера», «Годы странствий Вильгельма Мейстера». Социальные и эстетические проблемы в романах. Творческий метод Гёте-романиста («Вильгельм Мейстер», «Избирательное сродство») .

«Фауст». История создания. «Фауст» как художественное обобщение действительности XVIII – XIX веков и как интимная исповедь автора. Театральное вступление и эстетическая позиция Гёте. Значение «Пролога на небе». Смысл договора Бога и дьявола. Принцип иронии в трагедии. Образ Фауста в начале трагедии. Его разочарование и отчуждение. Смысл образа Духа Земли. Фауст и Вертер: сходство и различие. Договор Фауста и Мефистофеля. Философский смысл образа Мефистофеля. История Маргариты. Первая часть «Фауста» как наиболее полное выражение поэтики «Бури и натиска»: средневековый и народный материал, шекспировская форма. Правдоподобие, фантастика и гротеск в первой части «Фауста». Образ пространства в первой части. Неизбежность трагического развития коллизии Фауста и Маргариты. Дисгармония жизни и ее религиозное и эстетическое разрешение в первой части «Фауста». Вторая часть трагедии, проблема ее соотношения с первой. Классицизм второй части. Античность в идейной и образной системе части. Финал трагедии. Ирония и проблема художественной и смысловой завершенности трагедии. Гете в мировой культуре.

Литература

Основная:

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 306–328; или: История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001. С. 287–308.

Дополнительная:

Аникст А. А. Гете и Фауст: От замысла к свершению. М., 1983.

Аникст А. А. Творческий путь Гете. М., 1986.

Аникст А. А. Художественный универсализм Гете // Гетевские чтения. 1984. М., 1986.

Вильмонт Н. Н. Гете. М., 1959.

Конради К .О. Гете. Жизнь и творчество : в 2 т. М., 1987.

Манн Т. Гете как представитель бюргерской эпохи. Путь Гете как писателя. Фантазия о Гете. «Вертер» Гете // Манн Т. Собрание сочинений. Т. Х. М., 1961.

Ортега-и-Гассет Х. В поисках Гете // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Эккерман И. П. Разговоры с Гете. М., 1981.

Эпштейн М. Н. Фауст и Петр. (Типологический анализ параллельных мотивов у Гете и Пушкина) // Гетевские чтения. 1984. М., 1986; Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны. М., 1988.

Рекомендуемые источники:

Гете И. В. Избр. Произведения : в 2 т. / Вступит. ст. Н. Н. Вильмонта. М., 1985.

Гете И. В. Собрание соч.: в 10 т. / Под общ. ред. Н. Н. Вильмонта и др. М., 1975–1978.

Гете И. В. Фауст / Вступит. ст. и примеч. Н. Н. Вильмонта. М., 1969 (БВЛ).

Гете И. В. Фауст. Лирика / Вступит. ст. и примеч. Ал. В. Михайлова. М., 1986.

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1

Трагедия Пьера Корнеля «Сид»

Вопросы для обсуждения:

1.Спор о «Сиде». Основные вопросы полемики и аргументы оппонентов.

2.Конфликт и действие трагедии.

3.Характеры героев трагедии. Структура характера, логика его построения и раскрытия.

4.Трагедия «Сид» и поэтика театра классицизма. Правила и приличия. Соотношение речи и действия. Служебные персонажи.

Задания:

Проанализируйте «Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид»». Сформулируйте основные вопросы полемики. Что в претензиях Академии обусловлено требованиями доктрины, а что – здравым смыслом? Обдумайте аргументы Шаплена и Корнеля в их споре о правде и правдоподобии. Является ли ссылка на историческую достоверность достаточным и необходимым обоснованием развязки трагедии?

Определите общую логику действия трагедии.

Проанализируйте образ Родриго. Обратите внимание на следующие эпизоды: стансы Родриго (I, 6), сцена с Хименой после поединка с графом (III, 3, 4), сцена с отцом перед битвой (III, 6), сцена с Хименой перед поединком с доном Санчо (V, 1). Выделите логическую схему рассуждения в «Стансах» Родриго, оцените степень обоснованности вывода.

Проанализируйте образ Химены, ее действия в следующих сценах: с инфантой после ссоры дона Диего и графа Гормаса (I, 3); с Санчо, Эльвирой и Родриго после дуэли (III, 2, 3, 4); с Эльвирой и инфантой после победы Сида над маврами (IV, 1, 2); в сцене назначения награды победителю (IV, 5); с Родриго перед поединком с доном Санчо (V, 1); в заключительных (V, 4–7) сценах. Сделайте вывод о психологическом и моральном содержании характера героини и о ее роли в развитии действия.

Проанализируйте образ инфанты. Обратите внимание на следующие эпизоды: сцена с Леонор в начале трагедии (I, 2); сцены с Хименой и Леонор после ссоры дона Диего с графом (II, 3 – 5); сцена с Хименой после победы Сида над маврами (IV, 2); стансы (V, 2); сцена с Леонор (V, 3). Что делает для инфанты возможным или невозможным брак с Родриго? Как меняется ее оценка ситуации на протяжении действия? Проанализируйте стансы инфанты, их соотношение со стансами Родриго. В какой мере в действиях инфанты сочетаются ее личные интересы, здравый смысл и универсальная этическая норма?

Проанализируйте образы графа Гормаса и дона Диего в эпизодах ссоры (I, 3), сцен 1 и 2 второго действия (надменность графа и вызов Родриго), спора дона Диего с сыном после дуэли с графом (III, 6). Определите мотивы поступков. Выделите типическое и характерное в образах героев.

Определите, что общего в ситуациях Родриго, Химены, инфанты, графа Гормаса, дона Диего и в чем состоят различия их действий. Чем определяются эти различия? Какой смысл вкладывает каждый из героев в содержание категории «честь», каково соотношение этой категории с универсальными ценностями?

Сделайте вывод о структуре образа трагического героя, о соотношении в нем типического и характерного, страсти и разума, универсального и частного.

Охарактеризуйте трагедии «Сид» как классицистическую драму. Подумайте, в каком смысле можно говорить о единстве действия в трагедии. Определите роль эпических фрагментов в ее структуре (I, 1; III, 6; IV, 3 и др.). Функцию каких персонажей можно определить как служебную?

Сравните трагедию Корнеля с известными вам античными трагедиями. В какой мере применимы к «Сиду» понятия, используемые для характеристики античной трагедии (рок, трагическая вина и др.)?

Обратите внимание на известное сходство коллизий «Сида» и «Гамлета». В чем видите вы принципиальные различия трактовок этих коллизий у Корнеля и Шекспира?

Литература

Основная:

Балашов Н. И. Корнель. М., 1956.

Бахмутский В. Я. Время и пространство в классической трагедии // Бахмутский В.Я. В поисках утраченного. М., 1994.

Шаплен Ж. Мнение французской академии о трагикомедии «Сид» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Дополнительная:

Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга: История учений о драме. М., 1967.

Баженова Л. К вопросу о стилевой природе «Сида» Корнеля // Проблемы стиля и жанра в театральном искусстве. М., 1979.

Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1981.

Ищук-Фадеева Н. И. От сюжета к жанру (Трагикомедия Пьера Корнеля «Сид») // Филол. науки. М., 1992. № 4.

Купреянова Е. Н. К вопросу о классицизме // XVIII век. Сб. 4. Л., 1959.

Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.

Сигал Н. Пьер Корнель. М.; Л., 1957.

Эткинд Е. Корнель // Писатели Франции. М., 1964.

Рекомендуемые источники:

Корнель. Театр : в 2 т. / Сост., ст. и коммент. А. Д. Михайлова. М., 1984.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов / Вступит. ст. Н. Козловой. М., 1980.

Театр французского классицизма. Пьер Корнель, Жан Расин / Вступ. ст. А. Адана. М., 1970 (БВЛ).

Тема 2

Комедия Мольера «Тартюф

Вопросы для обсуждения:

1.Образ главного героя и проблематика пьесы «Тартюф».

2.Интрига и сюжет «Тартюфа».

3.Композиция «Тартюфа».

Задания:

Прочитайте авторское предисловие к пьесе «Тартюф». Как объясняет Мольер свой замысел? Вполне ли соответствует комедия цели, сформулированной автором?

Проанализируйте образ Тартюфа. Каковы его личные природные качества? Свойственны ли ему ум, хитрость, проницательность? Есть ли у него актёрские данные? Вполне ли соответствуют личные качества Тартюфа той роли лицемера, которую он исполняет?

Проанализируйте образ Оргона, его отношения с домашними. Каковы мотивы поступков Оргона, его склонности, его личные качества? Почему Тартюф сумел подчинить Оргона своему влиянию?

Охарактеризуйте противников Оргона в пьесе.

Продумайте финал пьесы. Насколько закономерна победа Тартюфа?

Сделайте вывод о содержании сюжета пьесы, о её проблематике.

Охарактеризуйте принципы типизации в комедии Мольера «Тартюф», раскройте социальный, исторический, психологический, общечеловеческий смысл образов героев.

Охарактеризуйте действие пьесы «Тартюф» с точки зрения интриги. Кто и как интригует в пьесе? Какие средства используют Тартюф и его противники для достижения своих целей? В какой степени персонажи контролируют ход событий? Как соотносится интрига (внешнее действие) с сюжетом (внутренним действием)? Как соотносятся характеры героев с их сюжетными функциями?

Охарактеризуйте композицию пьесы «Тартюф». Определите взаимные отношения фарсовых и «галантных» сцен.

Сделайте вывод об основных принципах построения комедии «Тартюф».

Литература

Основная:

Ауэрбах Э. Святоша // Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.

Бояджиев Г. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

Дополнительная:

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера. М., 1991.

Веселовский А. Н. Тартюф. История типа и пьесы. М., 1879.

Гликман И. Мольер. М.; Л., 1966.

Гриб В. Р. Мольер // Гриб В. Р. Избр. работы. М., 1956.

Мокульский С. С. Вещественное оформление спектакля во Франции накануне классицизма. Творчество Мольера // Мокульский С.С. О театре. М., 1963.

Штейн А. Л. Мольер – зачинатель и основоположник // Штейн А. Л. Веселое искусство комедии. М., 1990.

Рекомендуемые источники:

Мольер Ж. Б. Комедии / Вступ.ст.и примеч. Г. Н. Бояджиева. М., 1972 (БВЛ).

Мольер. Полн. собр. соч. : в 3 т. / Предисл. Ю. А. Гинзбург, С. И. Великовского. М., 1985–1987.

Мольер. Полн. собр. соч. : в 4 т. / Под ред. Н. Любимова. М., 1966–1967.

Тема 3

Комедия Мольера «Дон Жуан»

Вопросы для обсуждения:

1.Своеобразие драматической формы комедии «Дон Жуан». Движущие силы сюжета.

2.Образ Дон Жуана в комедии Мольера.

3.Авторская позиция и способы её выражения.

Задания:

Охарактеризуйте внешнюю форму комедии «Дон Жуан». В чём отступает Мольер от правил классицизма? Есть ли интрига в этой комедии? Что является движущей силой сюжета?

Проанализируйте образ Дон Жуана. Как можно объяснить противоречия его поступков? Каковы их мотивы? Что привлекает Дон Жуана в женщинах? Каковы смысл и содержание его любовных побед? Обратите внимание на сцены II акта с участием Шарлотты: как меняется её поведение на протяжении действия? Сделайте вывод о социальных, психологических, религиозно-философских аспектах содержания образа Дон Жуана. В чём тайна обаяния этого образа? Связана ли проблематика «Дон Жуана» с проблематикой «Тартюфа»?

Определите, в чём значение образа Сганареля в комедии, объясните её финал.

Литература

Основная:

Бояджиев Г. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

Мягкова И. Г. Мольер в послевоенной Франции. Дон Жуан в театре, кино, литературе // Современное западное искусство, ХХ в. М., 1988.

Родионова И. Образ Дон Жуана в комедии Ж. Б. Мольера, опере В. А. Моцарта, трагедии А. С. Пушкина (К вопросу о жанровой поэтике) // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX–XX веков. Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 1997.

Смирнов А. А. Образ Дон Жуана у Мольера // Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1969.

Томашевский Б. В. «Маленькие трагедии» Пушкина и Мольер // Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960.

Файко А. Дон Жуан Мольера среди других литературных обработок этого типа // Современная драматургия. 1986. № 3.

Дополнительная:

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера. М., 1991.

Гликман И. Мольер. М.; Л., 1966.

Гриб В. Р. Избр. работы. М., 1956.

Мокульский С. С. Вещественное оформление спектакля во Франции накануне классицизма. Творчество Мольера // Мокульский С. С. О театре. М., 1963.



Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 |... 5 |... 6 |... 7 |... 8 |... 9 ... | Весь текст