Методичка по литературе 17-18 вв

Дополнительная:

Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI–XVII веков. М., 1993.

Макуренкова С. А. Джон Данн: поэтика и риторика. М., 1994.

Чамеев А. А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный Рай». Л., 1986.

Рекомендуемые источники:

Английская комедия XVII–XVIII веков: Антология / Сост., предисл., коммент. И. В. Ступникова. М., 1989 (пьесы Джонсона и Конгрива).

Английская лирика первой половины XVII века / Сост., ред., вступ. ст., коммент. А. Н. Горбунова. М., 1989 (лирика Джона Донна).

Джон Мильтон. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец / Вступит. ст. А. А. Аникста. М., 1976 (БВЛ).

Донн Дж. Избранное / Пер., предисл. и коммент. Г. Кружкова. М., 1994.

Донн Дж. Стихотворения / Вст.ст.и прим. Б. В. Томашевского. Л., 1973.

Европейская поэзия ХVII века / Вступ. ст. Ю. Б. Виппера. М., 1977.

Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века / Предисл. А. Н. Горбунова. М., 1989.

Конгрив У. Комедии / Под ред. А. Аникста. М., 1977.

Тема 7

Классицизм и рококо в литературе конца XVII и в XVIII веке

Социально-исторические причины кризиса высоких эстетик XVII века. Критика галантных аристократических художественных систем с позиций здравого смысла и человеческих ценностей. Проблематика Спора о древних и новых. Трансформация классицизма в XVIII веке. Просветительский классицизм.

Проблема рококо. Рококо как миросозерцание и стиль; возможность рассмотрения рококо в качестве литературного направления. Кризис героического идеализма XVII века и осознание в культуре рококо ценности частного, интимного существования. Гуманистический пафос гедонизма рококо, снисходительность как этико-философский принцип. Рационалистические основания рокайльной чувствительности. Рококо и Просвещение. Своеобразие реализма рококо, «срывание покровов с частных, интимных сторон жизни, сочетание «естественного» и «скандального»… » (Н. Т. Пахсарьян). Совмещение в стилистике рококо черт классицистской и барочной эстетики. Изящество, легкость, непринужденность как категории эстетики рококо. Рококо как искусная имитация естественности и как культивирование естественного.

Творчество Вольтера. Разносторонность его дарования и деятельности. Вольтер — философ, историк, писатель. Общая характеристика мировоззрения Вольтера. Вольтер и церковь. Вольтер и королевская власть. Морально-философские и социально-политические убеждения Вольтера. Проблема творческого метода Вольтера. Трагедии и эпические поэмы Вольтера — завершающий этап развития классицизма во французской литературе. Классицизм трагедий Вольтера. Основное содержание театральных нововведений Вольтера: отказ от строгого лаконизма классического театра, стремлениё к внешней занимательности, детализации характеров и обстоятельств. Эклектичность языка драматургии Вольтера. Эпическое творчество Вольтера. Понятие об эпической поэме классицизма. «Генриада». Пропаганда идей религиозной терпимости и просвещенного абсолютизма в поэме. Противоречивость и искусственность художественной концепции «Генриады». Классицистские произведения Вольтера и кризис классицизма в XVIII веке. Вольтер и культура рококо. Стихотворения Вольтера. «Орлеанская девственница» и жанр героикомической поэмы. Мастерство повествования. Соединение серьезного и смешного, патетического и иронического, героизма и чувствительности. Значение художественного опыта Вольтера в «Орлеанской девственнице» для А. С. Пушкина.

Литература

Основная:

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 118–132, 147–163.

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001. С. 136–152.

Дополнительная:

Берковский Н. Я. Мольер, Мариво, Салакру и пантомима // Берковский Н. Я. Литература и театр. М., 1969.

Смирнов А. А. Художественное творчество Вольтера // Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1969; Вольтер: Статьи и материалы. Л., 1948.

Рекомендуемые источники:

Вольтер. Орлеанская девственница. Магомет. Философские повести / Вступит. ст. С. Д. Артамонова. М., 1971 (БВЛ).

Вольтер. Собр. соч. : в 3 т. М., 1998.

Вольтер. Эстетика / Вступит. ст. В. Я. Бахмутского. М., 1974.

Мариво. Комедии / Вступит. статья А. Д. Михайлова. М., 1961.

Парни Э. Война богов: Поэма в 10 песнях с эпилогом / Пер. и коммент. В. Г. Дмитриева. Л., 1970 (Лит.памятники).

Спор о древних и новых / Вступит. ст. В. Я. Бахмутского. М., 1984.

Французский театр эпохи Просвещения : в 2 т. Вступит. ст. и коммент. С. Мокульского. М., 1957. Т. 1. (Драмы Вольтера и Мариво.)

Тема 8

Неклассическое искусство XVII–XVIII вв. Плутовской роман

Литературные формы, существовавшие за рамками высоких эстетик XVII–XVIII веков: роман и жанры прикладной словесности (письма, дневники, мемуары, описания путешествий, философская, богословская, политическая, историческая, сатирическая проза). Отсутствие в этих формах стилевой и концептуальной регламентированности, возможность, в силу этого, отображения более широкого круга явлений реальности и выражения альтернативных идеологий.

Романические формы в литературе XVII – начала XVIII века – начальный этап развития романа Нового времени. Специфические черты ранних романических форм: развлекательность, авантюрность, сочетание гротескной фантастики и натурализма. Положение романа за рамками «высокой литературы», отсутствие строгих правил построения романа. М. М. Бахтин о романе. Исторические формы романа: античный любовно-авантюрный и авантюрно-бытовой роман, рыцарский роман. Формы романа XVII века (плутовской, прециозный, философско-фантастический романы).

Испанский плутовской роман. Социально-исторические факторы возникновения плутовского романа в Испании. Происхождение плутовского романа: фольклорные истоки, сборники новелл о плутах. Новеллистичность структуры. Образ пикаро. Первый плутовской роман в мировой литературе – «Жизнь Ласарильо с берегов Тормеса». Архаичность содержания и сюжетного строения книги. Ренессансные и антиренессансные черты в образе Ласарильо. Ласарильо — идеолог плутовства. Роман Франсиско де Кеведо «История жизни пройдохи по имени дон Паблос». Идеологическое осмысление новеллистичности сюжета. Концепция действительности в романе Кеведо. Смены масок и единство внутренней сущности героя. Карнавальное начало в романе Кеведо. Авторская оценка мира и героя. «История жизни пройдохи» и эстетика барокко. Плутовской роман в Франции, Англии, Германии. Роль плутовского романа в формировании романа Нового времени.

Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен. Роман «Симплициссимус» и культура барокко. Социально-исторические и литературные истоки романа. «Романическое» и «реальное» в сюжете книги. Образ героя и образ мира. Сатира, фантастика и утопия в романе Гриммельсгаузена.

Литература

Основная:

История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. Н. Т. Пахсарьян. М., 2005. С. 395–416.

История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987. С. 19–22, 30–41, 195–206; или: История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. М. В. Разумовской. М., 2001. С. 30–42; 205–217.

Дополнительная:

Морозов А. А. «Затейливый Симплициссимус» и его автор. Л., 1984.

Пинский Л. Е. «Гусман де Альфараче» и поэтика плутовского романа. Испанский «Хромой бес» // Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

Томашевский Н. Б. Рождение, жизнь и смерть жанра (плутовской роман) // Томашевский Н. Б. Традиция и новизна: Заметки о литературе Италии и Испании. М., 1981.

Рекомендуемые источники:

Алеман М. Гусман де Альфараче : в 2 т. / Предисл. и коммент. Л. Е. Пинского. М., 1963.

Гриммельсгаузен Г. Я. К. Симплициссимус / Вступит. ст. А. А. Морозова. М., 1976 (БВЛ).

Гриммельсгаузен Г. Я. К. Симплициссимус / Послесл. и примеч. А. А. Морозова. Л., 1967 (Лит.памятники).

Кеведо-и-Вильегас Ф. Избр./ Сост., вступит. ст. и крит.-биогр. справка З. Плавскина. Л., 1971;. Л., 1980.

Кеведо-и-Вильегас Ф. История жизни пройдохи по имени Дон Паблос // Вступ. ст. К. Н. Державина. М.; Л., 1950.

Плутовской роман / Вступит.ст. Н. Б. Томашевского. М., 1989.

Плутовской роман. Жизнь Ласарильо с берегов Тормеса; Кеведо, История жизни пройдохи по имени дон Паблос; Гевара, Хромой бес; Солорсано, Севильская куница; Нэш, Злополучный скиталец / Вступит. ст. Н. Б. Томашевского. М., 1975 (БВЛ).

Утопический роман XVI–XVII вв. Томас Мор. Утопия. Кампанелла. Город солнца. Фрэнсис Бэкон. Новая Атлантида. Сирано де Бержерак. Государства Луны. Дени Верас. История севарамбов / Вступит. ст. Л. Воробьева. М., 1971.

Тема 9

Философская и сатирическая проза XVII – начала XVIII веков

Паскаль. Свифт

Феномен «прикладной литературы», художественное и нехудожественное в ней. Отражение в философской и сатирической прозе XVII – начала XVIII века духовного кризиса галантной культуры. Личность и судьба Паскаля, его научные и религиозные взгляды. Влияние янсенизма. Основные сочинения. «Мысли». Замысел книги, ее стиль и структура. Проблема незавершенности «Мыслей». Катастрофические ощущения книги, ее трагическая метафорика. Участь человека в изображении Паскаля, смысл образа «мыслящего тростника». Достоинство и ограниченность разума в истолковании Паскаля. Значение «Мыслей» для европейской культуры Нового времени.

Философская, публицистическая, сатирическая проза XVII–XVIII веков и творчество Свифта. Свифт и английская литература и журналистика его времени. Проблема отношения Свифта к идеологии Просвещения. Личность и судьба Свифта, его участие в политической жизни Англии и Ирландии. Проблематика «Путешествий Гулливера». Абсурдность социальной, политической, исторической жизни человечества в изображении Свифта. Комические приемы Свифта. Перспективы развития человечества в оценке писателя. Этический и эстетический идеалы Свифта и их отражение в книге.

Свифт и английская сатирическая традиция.

Литература

Основная:

История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. Н. Т. Пахсарьян. М., 2005. С. 417–422.

История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987. С. 143–154; или: История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. М. В. Разумовской. М., 2001. С. 43–54.

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 48–59; или: История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001. С. 19–54.

Дополнительная:

Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970. (Паскаль.)

Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994.

Левидов М. Ю. Путешествие… Джонатана Свифта. М., 1964.

Штейн А. Л. Свифт и человечество // Штейн А. Л. На вершинах мировой литературы. М., 1988.

Рекомендуемые источники:

Ларошфуко Ф. де. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. Де. Характеры / Вступ. ст. В. Бахмутского. М., 1974 (БВЛ).

Свифт Дж. Дневник для Стеллы / Изд. подгот. А.Г. Ингер, В. Б. Микушевич. М., 1981 (Лит. памятники).

Свифт Дж. Избранное / Предисл. В. Рака. Л., 1987.

Свифт Дж. Путешествия Гулливера / Вступит. ст. А. А. Аникста. М., 1967.

Свифт Дж. Сказка бочки. Путешествия Гулливера / Вступ. ст. А. Г. Ингера. М., 1976 (БВЛ).

Тема 10

Основные тенденции развития романа конца XVII – начала XVIII века.

Английская и французская литература

Личность и перипетии судьбы Дефо. Общая характеристика его литературной продукции. Плутовская традиция в творчестве Дефо. Книгa «Приключения Робинзона Крузо» и её судьба. Автобиографизм и документализм «Робинзона Крузо». Восприятие книги Дефо современниками и читателями следующих поколений. Человеческий смысл образа Робинзона и ситуации необитаемого острова. Пафос «Робинзона Крузо»: утверждение величия человека. Религиозный аспект пафоса книги. Книга Дефо как этап в развитии романа. Жанр робинзонады в истории мировой литературы.

Мари Мадлен де Лафайет и ее роман «Принцесса Клевская» в контексте культуры века Людовика XIV и эстетики классицизма. Связь романа Лафайет с жанровыми формами прикладной словесности (максимы, письма, мемуары). Нравственно-психологический конфликт; роман Лафайет и трагедия Расина.

Новые черты плутовского романа во французской литературе первой половины XVIII века. Ален Рене Лесаж. Романы Лесажа и традиция испанского романа. Автор и герой в романах «Жиль Блас» и «Хромой бес». Романное творчество Мариво («Удачливый крестьянин», «Жизнь Марианны») и культура рококо. Характер психологизма Мариво.

Творчество А. Ф. Прево и его роман «Манон Леско». Плутовская традиция и стилистика рококо в романе. «Манон Леско» в истории романа. Проблема адекватности воплощения образов книги Прево в музыке и кинематографе.

Литература

Основная:

История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. Н. Т. Пахсарьян. М., 2005. С. 422–427.

История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987. С. 64–71, 143–154; или: История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. М. В. Разумовской. М., 2001. С. 143–154.

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 38–47, 118–146; или: История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001. С. 34–43.

Дополнительная:

Ауэрбах Э. Прерванный ужин // Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.

Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1976. См. раздел, посвященный творчеству М. М. де Лафайет.

Гриб В.Р. Избр. работы. М., 1956. (Мадам де Лафайет; Аббат Прево и его «Манон Леско».)

Соколянский М. Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. Киев; Одесса, 1983.

Строев А. Типология романических жанров и французский роман эпохи Просвещения. М., 1983.

Урнов М. В. Даниэль Дефо // Урнов М. В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.

Франс А. «Принцесса Клевская» госпожи де Лафайет. Приключения аббата Прево. Лесаж // Франс А. Собр.соч. : в 8 т. М., 1960. Т. 8.

Рекомендуемые источники:

Дефо Д. Робинзон Крузо / Под ред. А. Франковского. М.; Л., 1934.

Дефо Д. Робинзон Крузо / Сост., вступит. ст., коммент. К. Атаровой. М., 1990.

Дефо Д. Робинзон Крузо; История полковника Джека / Вступит. ст. М. и Д. Урновых. М., 1974 (БВЛ).

Лафайет М. М. де. Принцесса Клевская / Вступ. ст. Н. Сигал. М., 1959.

Лесаж А. Р. Жиль Блас / Вступит. ст. Е. Эткинда. Л., 1958.

Лесаж А. Р. Хромой бес / Вступит. ст. Е. А. Гунста. М., 1969.

Лесаж А. Р. Хромой бес. Монтескье Ш. Л. Персидские письма. Дидро Д. Нескромные сокровища / Сост., вступит. ст. и примеч. А. Бондарева. М., 1993.

Прево А. Ф. Манон Леско. Шодерло де Лакло. Опасные связи / Вступит. ст. Ю. Б. Виппера. М., 1967 (БВЛ).

Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско / Изд. подгот. М. В. Вахтерова, Е. А. Гунст. М., 1978 (Лит. памятники).

Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско. История одной гречанки / Предисл. Е. Гунста. М., 1989.

Тема 11

Просветительский философский роман. Вольтер. Дидро

Литературное творчество философов-просветителей (Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо и др.).

Философская, нравоописательная, сатирическая проза французских писателей XVII–XVIII веков. Вольтер. Философские повести. Пародийное использование приемов повествовательного искусства в повестях. Объекты сатиры, скептицизм Вольтера и проблема его положительного идеала. Повесть «Кандид», ее идейное содержание и художественная форма. Критика идеи «предустановленной гармонии». «Простодушный». Идеи «естественного человека» и Просвещения в повести. Полемика Вольтера с Руссо. «Проза» и «поэзия» философских повестей Вольтера. Духовное наследие Вольтера в европейской культуре XIX–XX веков.

Формирование личности Дидро. Социальные и психологические основы творчества. Дидро и идеология Просвещения: элементы диалектики в философских взглядах Дидро. Роль Дидро как организатора просветительского движения во Франции. «Энциклопедия». Художественное творчество Дидро, его связь с культурой рококо. Роман «Монахиня»: замысел, характер и направленность критики. Опыт Ричардсона в восприятии Дидро-романиста. Преодоление ограниченности и догматизма просветительской идеологии в романах «Племянник Рамо» и «Жак-Фаталист и его Хозяин». Значение диалоговой структуры в романах Дидро. «Разорванное сознание» и построение образа противоречивой и движущейся действительности. «Жак-Фаталист» как «роман дороги». Новеллистичность структуры. Широта охвата жизненного материала.

Мировое значение творчества Дидро. Русские связи Дидро.

Литература

Основная:

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 147–172; или: История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001. С. 136–161.

Пахсарьян Н. Т. «Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»? // Зарубежная литература второго тысячелетия: Под ред. Л. Г. Андреева. М., 2001. С. 69–117.

Дополнительная:

Моруа А. Литературные портреты. М., 1970; Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983. (Вольтер.)

Пахсарьян Н. Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690–1760-х годов. Днепропетровск, 1996.

Разумовская М. В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии». Роман и наука во Франции в XVIII веке. СПб., 1994.

Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970. (Дидро.)

Соколянский М. Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. Киев; Одесса, 1983.

Строев А. Типология романических жанров и французский роман эпохи Просвещения. М., 1983.

Рекомендуемые источники:

Вольтер. Орлеанская девственница. Магомет. Философские повести / Вступит. ст. С. Д. Артамонова. М., 1971 (БВЛ).

Вольтер. Собр. соч.: в 3 т. М., 1998.

Вольтер. Философские повести / Вступит. ст. А. Михайлова. М., 1978.

Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо. Жак-Фаталист и его Хозяин / Вступ. ст. и примеч. Л. Воробьева. М., 1973 (БВЛ).

Дидро Д. Нескромные сокровища / Подгот. текста, предисл. и коммент. А. Д. Михайлова. М., 1992.

Лесаж А.Р. Хромой бес. Монтескье Ш. Л. Персидские письма. Дидро Д. Нескромные сокровища / Сост., вступит. ст. и примеч. А. Бондарева. М., 1993.

Монтескье Ш.Л. Персидские письма / Пер. под ред. Е. А. Гунста; Вступит. ст. С. Д. Артамонова. М., 1956.

Тема 12

Постклассическое искусство XVIII века.

Английский роман XVIII века

Антинормативный характер художественных систем, утверждающихся в литературе после периода господства классицизма и барокко. Расцвет романа в XVIII веке. Крупнейшие английские, французские, немецкие романисты. Феномен «буржуазного романа»: поэтика, жанровые формы. Роль романа воспитания в европейской литературе Нового времени.

Творчество Сэмюэла Ричардсона. Ричардсон как создатель эпистолярного социально-психологического романа. Сентиментальные, пуританские и просветительские черты в содержании романов Ричардсона.

«Комическая эпопея» Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша» и традиция плутовского романа: драматизация романной формы. Значение романов Ричардсона и опыта Филдинга-драматурга для обновления сюжетного строения романа. Роман Филдинга и традиция рыцарского романа. Разрушение иллюзии достоверности повествования, авторское вмешательство в действие. Сюжет романа как форма организации действительности. Время в романе Филдинга.

Реализм Филдинга и проблема положительного героя. Образ Тома Джонса. Критика догматической морали в романе Филдинга.

Романы Тобиаса Смоллета. Традиция плутовского романа в «Приключениях Родерика Рэндома», «Приключениях Перегрина Пикля». Направленность сатиры Смоллета. Жанр эпистолярного романа и книга Смоллета «Приключения Хамфри Клинкера». Сентиментализм Смоллета.

Литература

Основная:

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 21–38, 60–77; или: История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001. С. 54–91.

Дополнительная:

Соколянский М. Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. Киев; Одесса, 1983.

Шкловский В. Б. Английский классический роман // Шкловский В. Б. Повести о прозе. М., 1966. Т. 1.

Моэм У. С. Генри Филдинг и «Том Джонс» // Моэм У. С. Искусство слова. М., 1989; или: Моэм У. С. Подводя итоги. М., 1991.

Рекомендуемые источники:

Смоллет Т. Путешествие Хамфри Клинкера. Голдсмит О. Векфилдский священник Вступ. ст. А.Г. Ингера. М., 1972 (БВЛ).

Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша / Вступит. ст. Ю. Кагарлицкого М., 1973 (БВЛ).

Тема 13

Развитие драматургии в XVIII веке. Мещанская драма.

Теория драмы Дидро. Шеридан. Бомарше.

Итальянский театр XVIII века

Новые театральные тенденции, складывающиеся на протяжении XVIII века. Расширение предмета драмы, изображение в высокой драме представителей третьего сословия. Первые образцы мещанской трагедии. Отказ от строгого деления драматического рода на трагедию и комедию, появление «слезной комедии».

Дидро – теоретик и практик театра. «Драма положений» и «средний драматический род» в концепции Дидро. Проблема реализма и поиск нового драматического языка. Ограниченность драматической теории Дидро. Достоинства и недостатки его мещанских драм. Социальные и нравственные аспекты конфликтов и характеров.

Ричард Бринсли Шеридан. Интрига, конфликт и сюжет комедии «Школа злословия». Социальная и психологическая типичность образов героев. Динамика раскрытия характеров. Коллективный портрет светского общества, его национально-культурная конкретность. Реализм комедии и условность ее приемов. Комедия Шеридана в контексте драматургических поисков XVIII века.

Бомарше. Личность, жизнь и деятельность. Литературное творчество. «Мемуары». Трилогия о Фигаро. Театральные и литературные источники и новаторство Бомарше. Маска и лицо героя в комедии Бомарше. От «Севильского цирюльника» к «Женитьбе Фигаро»: идеологическое осмысление художественного языка. Хаос, порядок и музыка в комедиях Бомарше; комедии Бомарше в музыке Моцарта и Россини. Бомарше в истории театра.

Культурно-историческая ситуация Италии XVIII века. Экономическая, политическая, культурная разобщенность. Идеи Просвещения в Италии. Барочные и классицистические тенденции в итальянском искусстве. Музыка в культурной жизни Италии; значение оперы. Оперные либретто Пьетро Бонавентуры Метастазио.

Венецианский фон театральных опытов Карло Гольдони и Карло Гоцци. Традиции карнавальной культуры. Комедия дель арте. Гольдони как реформатор комедии дель арте. Переосмысление традиционных театральных масок, отказ от импровизации. Принцип «ансамбля» в разработке характеров («Слуга двух господ», «Хозяйка гостиницы»). «Комедии среды» («Кофейня», «Кьоджинские перепалки»).

Карло Гоцци. Смысл его полемики с Гольдони. «Фьябы» Гоцци. Антипросветительский пафос Гоцци; «архаические» и «романтические» черты в его творчестве и личности. Карло Гоцци – «последний венецианец» и «первый романтик» (П. Муратов).

Литература

Основная:

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 107–117, 164–172, 188–195, 196–224; или: История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001. С. 99–109; 182–211.

Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга: История учений о драме. М., 1967.

Дополнительная:

Аникст А. А. Дидро и французский театр XVIII века // Эстетика Дидро и современность. М., 1989.

Грандель Ф. Бомарше. М., 1979.

Жирмунский В. М. Карло Гоцци // Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

Кагарлицкий Ю. И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения: Тенденции и традиции. М., 1987.

Мокульский С. С. В спорах о Гольдони. Карло Гольдони. Карло Гоцци и его сказки для театра // Мокульский С. С. О театре. М., 1963.

Шервин О. Шеридан. М., 1978.

Рекомендуемые источники:

Бомарше. Драматические произведения. Мемуары / Вступ. ст. и коммент. Л. Зониной. М., 1971 (БВЛ).

Бомарше. Избр.произв. : в 2 т. / Сост., вступит. ст. и коммент. С. Д. Артамонова. М., 1966.

Гольдони К. Комедии. Гоцци К. Сказки для театра. Альфьери В. Трагедии / Вступит. ст. Н. Б. Томашевского. М., 1971 (БВЛ).

Дидро Д. Эстетика и литературная критика / Вступит. ст. В. Бахмутского. М., 1980.

Французский театр эпохи Просвещения : в 2 т. Вступит. ст. и коммент. С. Мокульского. М., 1957.

Тема 14

Сентиментализм и предромантизм в английской литературе

Место сентиментализма в культуре XVIII века. Психологическое, историческое, культурологическое содержание понятий «сентиментальность», «сентиментальный характер». Сентиментализм и буржуазная культура. Сентиментализм и Просвещение. Рационалистическое и антирационалистическое в сентиментализме. Сентиментализм и революция.

Формирование сентиментализма в английской литературе. Поэзия Томсона, Грея, Юнга. Творчество Оливера Гольдсмита и его роман «Векфильдский священник».

Романы Лоренса Стерна как отражение глобального поворота в мироощущении человека Нового времени. «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Пародийное начало в книге, отказ от шаблонных форм отражения жизни. Время в романе. Источники комизма. Вальтер Шенди — центральный комический персонаж в романе. Критика просветительского рационализма. Язык романа, приём комического непонимания и его значение. Новый образ действительности и новые приёмы художественной выразительности. Любовные коллизии в романе Стерна. «Сентиментальное путешествие» и традиция литературы путешествий. Художественное пространство романа. Ирония и пафос Стерна. Стерн как создатель эстетического канона сентиментализма. Стерн и модернизм ХХ века.

Зарождение элементов романтического мироощущения в рамках различных художественных систем и идеологических концепций XVIII века. Предромантизм и Просвещение, предромантизм и сентиментализм (предромантический сентиментализм). Критика просветительского рационализма как общая основа предромантических тенденций, интерес к иррациональному, таинственному, непознанному. «Кладбищенская» поэзия английских сентименталистов (Юнг, Грей) и предромантизм. Предромантический интерес к средневековью и национальному фольклору. Фольклорные стилизации Макферсона («Песни Оссиана»).

«Готический» роман Уолпола и Льюиса.

Литература

Основная:

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 21–37, 78–97; или: История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001. С. 72–91.



Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 |... 5 |... 6 |... 7 |... 8 |... 9 ... | Весь текст